Черчение возвращается
7 июня 2023
Автор: МЕЛ

Черчение возвращается

Скоро этот предмет снова войдёт в школьную программу.

Поручение президента

Распоряжение о введении черчения в школах с 2024 года появилось на сайте Кремля 6 июня 2023 года.

«Обеспечить начиная с 2024/25 учебного года освоение основ черчения лицами, обучающимися по образовательным программам основного общего образования, а также изучение учебного курса „Черчение“ на уровне среднего общего образования лицами, обучающимися по технологическому (инженерному) профилю», — говорится в документе.

Путин удовлетворил просьбу, которую в феврале 2023 года адресовали министру просвещения Сергею Кравцову депутаты во главе с первым зампредом комитета Госдумы по просвещению Яной Лантратовой. Предложение поддержал губернатор Тульской области, председатель комиссии Госсовета по направлению «Промышленность» Алексей Дюмин.

Забытый предмет

В СССР и в постсоветский период это был обязательный урок, который в средней школе приходил на смену ИЗО. Обычно программа строилась так: в начальной школе, 5-м и 6-м классе дети рисовали и клеили аппликации, далее в 7-м классе появлялась дисциплина «Техническое рисование» (ученики простым карандашом рисовали определенные схемы и детали, целиком и в разрезе, но без использования линейки), а в 8-м классе появлялось черчение. Предмет разъяснял, что такое схемы и эскизы, как производить построение предметов на листе и читать чертежи

Немного истории

Как отдельный предмет черчение изучали в советской школе с 1930-х годов, но часы преподавания и возраст учащихся постоянно менялись. В 2000-х годах черчение осваивали в 9 классе всего по 1 часу в неделю. Потом предмет стал факультативным, а желающих его изучать в каждой школе можно было по пальцам пересчитать. В 2019 году черчение было исключено из школьной программы как отдельный предмет.

Многие вздохнули с облегчением: предмет сложный, увидеть и нарисовать в разрезе болт, шкаф с ящиками или даже спичечный коробок дано далеко не каждому. Тут нужен особый склад ума. Инженерный, конструкторский. Вот в среде инженеров-то и забили тревогу. Причем, буквально с того самого момента, как объемы предмета в школе стали стремительно "усыхать". Уже в 2000 году на страницах "Учительской газеты" было опубликовано письмо с просьбой оставить черчение в 9-10 классах.

Аргументы ЗА и ПРОТИВ

Сторонники возвращения предмета считают, что отсутствие черчения снижает уровень технического, пространственного и творческого мышления. Так, Лантратова указывала, что многие первокурсники, вынужденные с нуля изучать черчение, в итоге переводились на иные специальности. «По мнению многих ученых, это происходит потому, что графические дисциплины, закладывающие основу профессиональной деятельности инженера, архитектора, дизайнера, не входят в обязательную школьную программу, несмотря на то что в настоящее время РФ взяла курс на развитие технической науки».

Другую точку зрения высказал директор московского Центра образования № 109 Евгений Ямбург: «У нас черчение сохраняется в тех классах, где это нужно: инженерные классы, художественно-графические классы, классы дизайна. А, скажем, в филологических, медицинских классах сегодня есть возможность с помощью гаджетов все это делать — это, в общем, никому не нужно. Нужно сохранять наше достижение — вариативное образование. Богу — божие, кесарю — кесарево, а слесарю — слесарево. И не дай бог, если мы во всех классах тотально введем черчение. Тогда в филологических классах сократим литературу?»

Действительно, введение ещё одного обязательного предмета (пока непонятно, в какие классы) заставит что-то убрать из учебного плана (он не резиновый). Школьный компонент сокращается в итоге до смехотворных 1-2 часов: какое уже тут профильное образование, если все будут, как под копирку, учить одно и то же?..

Чего ждать в итоге?

В президентском указе сказано, что «Черчение» вернется в школы начиная с 2024/2025 учебного года и будет входить в обязательный курс для школьников, обучающихся в инженерных классах. При этом также сказано, что освоить основы черчения должны будут все школьники, обучающиеся по образовательным программам основного общего образования.

Ответственным за выполнение задачи назначили премьер-министра Михаила Мишустина. Пока неизвестно, как именно новый предмет будет внедрен в школах, с какого класса он будет начинаться и кто будет вести занятия.