Образование надо менять "от детских садов до вузов"
На Гайдаровском форуме глава Сбербанка Герман Греф потребовал радикальных реформ в образовании. Судьба образовательной системы стала одной из ключевых тем обсуждения, и с критикой господина Грефа согласились представители делового сообщества. В Минобрнауки претензии отвергают, заверив, что политика ведомства позволит в "ближайшие десять лет сделать российскую школу одной из лучших".
По мнению Грефа, радикальных изменений требует вся вертикаль "от детских садов до вузов", при которой образование не связано ни с практикой, ни с наукой. "Мы пытаемся воспроизводить старую советскую абсолютно негодную систему образования, мы напихиваем в детей огромное количество знаний",— цитирует заявление господина Грефа ТАСС.
Опасения главы крупнейшего банка России нашли отражение в экспертной дискуссии форума, посвященной проблеме развития образования. "Приходят люди с неплохими знаниями, но абсолютно инфантильные, неспособные работать в команде, брать ответственность",— поделился заключениями специалистов по персоналу директор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Сергей Мясоедов. "Я согласна с Германом Грефом: нужно полностью перестраивать среднее образование",— отметила заведующая кафедрой социально-гуманитарных дисциплин РАНХиГС Елена Зарецкая. По ее словам, школа должна раскрывать профессиональный потенциал детей, а не только давать теоретические знания.
Директор корпоративного университета энергетики ОАО "РусГидро" Елена Аксенова подкрепила обеспокоенность профессионального сообщества: "Мы как работодатели ждем, чтобы к нам пришли люди с профессиональным взглядом". По ее словам, только 10-15% детей после школы способны к обучению в инженерных вузах.
В Минобрнауки беспокойство работодателей не разделяют. Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Третьяк сообщила, что ведомство планирует достичь поставленную в декабре 2015 года президентом Владимиром Путиным задачу "сделать российскую школу одной из лучших в мире" в ближайшее десятилетие. По ее словам, теперь школы ориентируются на раскрытие индивидуальных способностей каждого ученика, а критично оценивать огромный поток информации помогут духовные и нравственные ценности. В частности, речь идет о принципах, прописанных в Стратегии развития воспитания до 2025 года, утвержденной правительством РФ.
"Мы на пороге принципиально иного регулирования системы",— считает ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко. По его словам, изменения затронут всю российскую модель среднего образования, но предсказать эффект заранее не сможет ни один специалист. "О результатах можно будет говорить только после 2016 года",— заключил господин Реморенко.