"В советскую школу ходят несоветские дети"
О том, каковы основные достижения и проблемы российского общего образования, о новом проекте закона и его общественном обсуждении в интервью «Газете.Ru–Комментарии» рассказал член Общественной палаты, директор московского центра образования № 548 "Царицыно" Ефим Лазаревич Рачевский. Приводим несколько его высказываний:
"Система школьного образования – одна из самых консервативных: оно мало чем отличается, по сути, от советского. ...Существенное противоречие и серьезная проблема заключается в том, что в советскую школу ходят несоветские дети. В начале декабря были подведены итоги исследования PISA, где Россия занимает грустное 40-е место. Но грустить не надо: наших детей оценивали по тем критериям, по которым в наших школах не учат. <...> Отечественная школа нацелена на запоминание, хранение и воспроизведение информации. А наши дети способны на большее".
"Одна из важнейших проблем – попытки навесить на школу функции, которые ей несвойственны, например воспитание... И совсем не обязательно создавать исключительно целевые программы, связанные с воспитанием. Патриотическое же воспитание навязать сверху невозможно".
"Еще одна проблема последних десяти лет: если государство решает, что в стране должны быть некие существенные изменения, то школе предлагают ввести соответствующие предметы. Происходят изменения, связанные с экологией – школе предлагается ввести экологию; если изменения связаны с обороноспособностью – школе предлагается реанимировать военную подготовку; если изменения связаны с морально-ценностным рядом – школе предлагается ввести нравственное либо религиозное воспитание. Я бы сравнил нынешнюю систему школьного образования с сельским хозяйством хрущевских времен, освоением целинных земель. Это экстенсивная форма развития".