Расписание на послезавтра
6 октября 2014
Автор: Александр Черных, "Ъ-газета"

Расписание на послезавтра

Какие перемены ожидают систему образования к 2030 году? - Мнения экспертов.

Вкратце познакомим вас с результатами исследования "Перспективы развития образования до 2030 года", подготовленного экспертами Всемирного саммита по инновациям в сфере образования. Авторы работы пришли к выводу, что в ближайшие годы "систему образования ожидают кардинальные изменения". Так, госсредства перестанут быть главным источником финансирования образовательного процесса, а английский язык превратится в международный язык образования подобно средневековой латыни. Преподавателям при этом придется отказаться от традиционной роли лектора — они станут наставниками, помогающими молодежи самостоятельно искать необходимую информацию.

Исследование опирается на результаты опроса, который проводился в июне 2014 года среди участников Всемирного саммита по инновациям в сфере образования (WISE). Это влиятельное международное сообщество экспертов, участники которого ставят целью продвижение новых подходов в сфере образования.

В опросе участвовали 650 экспертов WISE, представляющих образовательный сектор, НКО, государственные ведомства и крупные компании. Опрошенные сошлись во мнении, что уже в ближайшие годы привычную систему образования "ожидают кардинальные изменения". Так, большинство экспертов считают "изжившим себя" традиционный подход, когда для всех учащихся предусмотрен стандартный учебный план. 83% участников опроса уверены, что процесс обучения станет более индивидуализированным. 

Полностью изменится и роль учителя-лектора. Поскольку учитель не может сравниться с интернет-энциклопедиями, в ближайшие годы он трансформируется в наставника, "организатора обучения". Изменится и сама школа — в образовании станут активно использовать онлайн-ресурсы и технологии сетевого общения. Роль школ будет заключаться в обеспечении качества, контроле соблюдения стандартов и организации процесса обучения.

Кроме того, эксперты отмечают, что у традиционной школы есть важная ценность — она не просто дает знания, но и помогает в общении. Все опрошенные согласились с обязательностью физического контакта для комплексного образования. Но образовательное учреждение будущего превратится в "физическое пространство, в котором процесс обучения ведется самими учащимися", уверен профессор Школы образования, коммуникаций и языкознания при университете Ньюкасла (Великобритания) Сугата Митра.

Ожидается, что английский язык станет международным языком образования подобно средневековой латыни. "Возможно, что с усилением влияния Китая на международной арене китайский язык станет конкурентом,— говорит лингвист и философ Ноам Хомский.

70% опрошенных считают, что государственные средства перестанут быть главным источником финансирования образования: старшая школа и вузы будут финансироваться частными компаниями или семьями. Учебные планы будут составляться с учетом способности к трудоустройству, что, опасаются эксперты, неизбежно "поставит под сомнение необходимость изучения некоторых дисциплин".

"Я согласен с мнением, что ключевыми изменениями в образовании станут индивидуализация, смена основного источника знаний и компетенций с учителя на онлайн-пространство,— считает директор Института образовательной политики "Эврика" Александр Адамский.— При этом самыми важными результатами образования неизбежно станут личные навыки, а академические знания отойдут на второй план". При этом эксперт уверен, что глобальные международные тенденции будут встречать в России серьезное сопротивление: "Мы видим тотальную централизацию управления и ресурсного обеспечения — вплоть до унификации учебников и образовательных программ".

"В современном мире снято основное ограничение для образования, которое было актуальным еще 20-25 лет назад,— доступ к информации,— прокомментировали "Ъ" исследование в Минобрнауки.— Сегодня трансляция жестко зафиксированного объема знаний по учебникам уходит в прошлое. И поэтому мы имеем возможность сфокусироваться на другой задаче образования: научить, как этой информацией пользоваться. Задача педагога в такой ситуации — обеспечить правильное формирование представления обучающихся по соответствующим областям знаний".

Источник.