С 2015 года школьникам придется готовиться не только к Единому государственному экзамену, но и к выпускному сочинению — президент России Владимир Путин еще в конце прошлого года поручил правительству рассмотреть вопрос о возвращении сочинения в выпускной экзамен по русскому языку и литературе в школах.
Как именно будет осуществляться сдача и когда в следующем году будет проводиться выпускное сочинение в 11-х классах, «Известиям» рассказал глава Министерства образования и науки Дмитрий Ливанов. Министр отметил, что сейчас создана рабочая группа для проведения открытого обсуждения и сбора предложений по формированию механизма сдачи сочинения в школах.
— На сегодняшний день основным вариантом является следующий: выпускники будут писать сочинение в условиях, приближенных к сдаче ЕГЭ (в специа
льных пунктах сдачи), в декабре, — объяснил «Известиям» Ливанов. — Работы будут проверяться учителями, которые преподавали ученикам. Далее сочинения будут оцифровываться и храниться в федеральной базе данных. А решение о том, учитывать или не учитывать выпускное сочинение при поступлении в вуз, будет оставаться за высшим учебным заведением.
— Сочинение фактически будет являться допуском к итоговой аттестации. Школьники сдают его в декабре и получают зачет или незачет. В дальнейшем вузы сами определяют, будут ли они учитывать результаты сочинения в составе портфолио ученика при приеме и добавлять соответствующие баллы к результатам ЕГЭ или нет.
Также было отмечено, что работа по данному вопросу, включая обсуждение с общественностью и профессиональным сообществом, будет вестись до июля, чтобы в августе утвердить окончательные нормативы сдачи сочинения.
— Сочинение необходимо было вернуть, потому что на это был запрос со стороны педагогической среды и со стороны работодателей. И та, и другая сторона придерживаются мнения, что сочинение выявляет способность человека мыслить и дает возможность показать себя как личность. Я считаю, что сочинение будет играть свою роль, в особенности для гуманитариев, которые должны будут показать максимум своих способностей, — рассказала «Известиям» зампред комитета по образованию Госдумы Алена Аршинова.
Заведующий кафедрой журналистики Московского государственного лингвистического университета Вадим Соловьев считает предварительные предложения Минобрнауки по написанию сочинения школьниками в декабре недостаточно обоснованными.
— Схема, которую предлагают в Минобрнауки, понятная. Сначала мы проводим сочинение и тестируем учеников на то, как они соображают, выражают свои мысли и ориентируются в окружающей обстановке. Затем, проведя такое тестирование и имея некий бэкграунд, подводим учеников к следующему этапу сдачи экзаменов. Естественно, что сочинение может как-то влиять на выставление оценок, но вот насколько это рационально, сказать достаточно сложно. На мой взгляд, все экзамены должны проходить в одно время и в одни сроки, — отметил Соловьев.
Его поддерживает научный руководитель института проблем образовательной политики «Эврика» Александр Адамский.
— Никакого допуска к ЕГЭ в таком виде быть не может. У нас нет накопительной системы оценок, которая бы позволяла допускать или не допускать. С правовой точки зрения ситуация сомнительная и подтверждает некую логику ручного управления в сфере образования, когда можно сделать так, а можно и этак. И вообще почему надо допускаться к ЕГЭ и какую задачу мы решаем? Мы хотим дать возможность ребенку показать свое решение и творческий подход или мы опять всё превращаем в некий контрольно-пропускной пункт? — отмечает Адамский.