"Гонка к вершине" привела к забастовке
20 сентября 2012
Автор: Максим Саморуков, Slon.ru

"Гонка к вершине" привела к забастовке

Учителя Чикаго протестуют против реформ, предложенных мэрией.

Реформаторы американского штата Иллинойс предложили поставить размер зарплаты учителя в зависимость от результатов его учеников на ЕГЭ. В ответ на такую инициативу даже ко всему привычные учителя Чикаго вместо начала учебного года объявили забастовку, устроив чикагским школьникам дополнительные недельные каникулы. 

Итак, в США затеяли новую реформу образования. Наибольшее возмущение учителей вызвали два положения реформы: 

  1. Теперь не только звонок, но и оценки тоже будут для учителя. И зависеть они будут прежде всего от результатов, которые покажут их ученики на тестах по чтению, математике и другим базовым предметам. Эта оценка определит карьерные перспективы учителя. Будет высокой – получит прибавку к зарплате, будет низкой – потеряет работу. 

  2. Особо проблемные школы решили не лечить дополнительным финансированием, а просто полностью разогнать и снова создать с нуля, набрав новые кадры.

Эти меры мэр Чикаго Рэм Эмануэль придумал не сам. Он ориентировался на требования федеральной программы «Гонка к вершине» (Race to the Top): американское правительство выделило $4,5 млрд на улучшение школьного образования, но получить их могут не все, а только те штаты, которые активно занимаются повышением эффективности работы своих школ. В том числе, вводят новую систему оценки учителей. 

Первоначально городские власти планировали, что результаты тестов учеников будут определять 50% итоговой оценки учителя. Итоги тестов будут сравнивать со средними показателями по школьному округу, плюс смотреть динамику по годам для тех же учеников. Остальные 50% сформируют открытые уроки, уровень квалификации, внеклассная активность, отзывы учеников и прочие факторы. Такую систему уже внедрили у себя 13 штатов США. 

Но чикагский профсоюз учителей решил, что все предложения властей антигуманны, и решать проблемы школьного образования можно только одним способом – выделять на него побольше денег. Хотя учителя в Чикаго не так чтобы бедствуют. В 2010 году средняя зарплата школьного учителя в этом городе составляла $62 000 в год. При средней зарплате по всему частному сектору – $49 000. Плюс учителям полагается приличный соцпакет и регулярная индексация. 

Тем не менее, около 30 000 состоящих в профсоюзе учителей все равно вышли на улицы, а 400 000 чикагских школьников получили дополнительную неделю каникул.  Властям пришлось пойти на уступки. После нескольких дней переговоров стороны достигли компромисса. Результаты тестов будут составлять только 30% итоговой оценки учителя, хотя в будущем эта доля может быть пересмотрена. А учителя из тех проблемных школ, которые будут закрыты, получат преимущественное право устроиться на работу в другие школы города. 

Если бы похожую забастовку против повышения эффективности своей работы устроили любые другие получатели зарплат из бюджета, то у них не было бы никаких шансов на успех. Никому бы в голову не пришло поддерживать защищающих свое право плохо работать полицейских, военных или чиновников. Другое дело школьные учителя – здесь любая попытка государства повысить эффективность расходования бюджетных средств считается бесчеловечной наглостью и нападением на святое. 

Даже в США большинство людей почему-то уверены, что защитить от увольнения плохих учителей гораздо важнее, чем премировать работу хороших. 

Читать подробнее.