Новая дистанционная четверть началась со сбоев и скандалов: к работе на удаленке оказались не готовы ни дети, ни родители, ни многие учителя, ни сами электронные платформы.
К счастью, проблемы с электронной учебой возникли не везде. В Екатеринбурге есть школы, в которых возможности коммуникаций онлайн освоили заранее. В них 6 апреля к учебе приступили все — с первого по одиннадцатый класс. О том, как им это удалось и почему дистант не стал кошмаром, мы поговорили с учителями гимназии № 210 «Корифей». Конечно, в формате конференции в Zoom — именно так педагоги и проводят свои онлайн-уроки.
О своем опыте обучения детей через современные средства связи рассказали замдиректора по проектно-инновационной деятельности Мария Калужская, замдиректора по учебной работе и учитель физики Лариса Старцева, учитель русского языка и литературы Анастасия Подковыркина, учитель английского языка Артем Мамылин и учитель начальных классов Виктория Олексюк.
— Как начинается ваш рабочий день теперь?
Анастасия Подковыркина:
— Рабочий день начался с классного часа — через Zoom. Дети радовались, явно соскучились друг по другу. Рассказывала, что мы теперь входим в новую эпоху — эпоху дистанционного обучения, и надо постараться, чтобы все у нас получилось хорошо. Попросила детей написать в чат, какие они плюсы видят у дистанта — многие писали, что можно больше спать, можно есть в любой момент. Рассказала расписание онлайн-уроков, что их будет не более трех-четырех в день, они длятся не более получаса. По практике, только на вход в Zoom уходит пять-семь минут.
Лариса Старцева:
— Одиннадцатиклассников, конечно, сложно было поднять на классный час в девять утра после каникул, некоторых приходилось доставать буквально из кровати... Все очень здорово. Второй классный час помогала проводить коллеге, все подключились, поставили заставки, определили правила — как работает микрофон, как вступаем в диалог и так далее.
— Технические проблемы были?
Анастасия Подковыркина:
— Первый классный час начался в девять, второй в десять, в одиннадцать должен был начаться урок, не получалось зайти в конференцию, дети начали уже писать мне, спрашивать, что случилось. Объяснила, что первое время могут быть неполадки, но ничего, главное — спокойно работать, все получится.
Виктория Олексюк:
— Я в воскресенье с родителями провела конференцию, чтобы все подключились, все проверили. Были проблемы со звуком, но потом все наладилось. И в первый день на дистанте у нас был урок литературного чтения, родители тоже смотрели, писали в конце урока: спасибо, мы расширили свой кругозор. Это говорит о том, что мы хорошо подготовились — слушали вебинары, советы наших кураторов, так что у нас все прошло так, как запланировали.
— Как составлен день? Есть четкое расписание или дети учатся в более-менее свободном режиме?
Лариса Старцева:
— Конференции — не более трех уроков в день по 30 минут: учитель вышел онлайн, объяснил материал, ответил на вопросы. Если тема не новая, легкая, творческая, то мы пользуемся платформой Google Classroom. Дети ею уже давно пользуются, технически им все знакомо, входят в личный кабинет, выполняют задания, присылают результаты. У нас выставлен дедлайн в 16:00 — до этого времени нужно все прислать и получить от учителя обратную связь.
Артем Мамылин:
— Как учитель английского языка я стараюсь продвигать идею, что английский — он везде, вокруг нас. Я и обычные уроки сопровождал Google Classroom, так что для моих учеников это не новшество. Жаль, конечно, что нет обычного живого контакта, мы все по нему скучаем. Детям сейчас сложнее следить за дедлайнами: в обычное время есть четкое расписание, к которому все привыкли. А сейчас я рекомендую ученикам использовать приложение «Google Календарь», там прописаны все сроки, все дедлайны, и это помогает выстроить тайм-менеджмент. Детям показываем, что, если играть в «Майнкрафт» весь день, потом все равно наступит расплата.
Виктория Олексюк:
— Начальная школа очень дисциплинированная. Мы на классном часе определили правила, как работать, как включать, отключать микрофон, как вступать в диалог. И, когда приступили к занятиям, было видно, как дети соскучились по работе, они сидели за своими рабочими столами и ждали, что скажет учитель. Домашние задания дети выполняли письменно, фотографировали и присылали, ответы на вопросы по литературе записывали как видео.
Мария Калужская:
— У нас было совещание в Zoom, и мы узнали от коллег, что даже репетиции выпускных танцев теперь проходят онлайн, работают физкультурники, хореографы, учителя изо. Сейчас родители просят — давайте еще и карате проводить, раз все так хорошо получается.
— Сегодня многие говорят о том, что учителям этот технический прорыв тяжело дается. Есть же заслуженные педагоги в возрасте, которым нереально перестроиться. Как у вас это получилось?
Лариса Старцева:
— Да что «возрастные», я буквально две недели назад узнала, что такое Zoom. Время заставило — и все освоили.
Анастасия Подковыркина:
— Пока все сидели на карантине, мы не отдыхали, у нас были бесконечные семинары, вебинары, мы слушали, как проводить онлайн-уроки, примеряли на себя. Были семинары по Google Classroom. Так что мы были морально готовы.
Артем Мамылин:
— Такого резкого перехода не было, мы и раньше сопровождали учебу онлайн-форматами.
Лариса Старцева:
— У нас пятый и шестой классы были на онлайн-обучении по субботам и раньше, так что им было совсем легко, только расширился спектр предметов.
Мария Калужская:
— Мы, конечно, успели подготовиться заранее, но понимаем, что многим нашим коллегам приходится нелегко. Сейчас столько организаций, учебных центров, обучающих программ, которые позволяют освоить первые шаги. Их несложно найти — и шаг за шагом можно всему научиться; простейшие вещи может освоить даже тот, кто вообще никогда не работал с компьютером. Да, мы слышим много паникерских настроений: нам трудно, нет компьютеров, нет интернета, - но кто заинтересован, тот найдет и научится.
— Многие ваши коллеги столкнулись с тем, что те платформы, которые они выбрали для работы, просто не выдержали нагрузки. Упал «Дневник.ру», «Российская электронная школа». У вас есть какой-то запасной план на случай технических сбоев?
Мария Калужская:
— Будем искать другую платформу, если что. А если совсем все не работает, как сказал Константин Ушаков, всегда есть книги. Если сбой продолжится несколько дней, будем высылать задания по телефону, высылать список книг, что почитать или послушать.
Анастасия Подковыркина:
— В случае чего у меня всегда есть учебники русского языка и литературы. Такое бывает и в обычное время: спланируешь урок, а что-то идет не так, не включается доска, компьютер, - всегда можно что-то придумать, чтобы выйти из положения.
— В некоторых школах родителям предлагают заполнить документы — согласие о переходе на дистанционное обучение. И многих родителей возмущает там фраза, что ответственность за результат лежит на них, а не на школе. Они говорят: как мы можем отвечать за результат? Мы не педагоги, мы работаем, мы учить не умеем. Что бы вы на это ответили?
Артем Мамылин:
— Вообще, в Законе об образовании прописано, что родители несут ответственность, она и так лежит на них.
Мария Калужская:
— Когда весь мир в ситуации форс-мажора, школе и семье нужно поддерживать друг друга, а не предъявлять взаимные претензии. Нам надо формировать образовательную среду, чтобы школа входила в каждый дом, чтобы дети понимали, что они учатся, не брошены. Самое главное — эту связь семьи и школы сохранить. Чтобы все понимали: школа работает, семья заботится, жизнь продолжается, мы выйдем из карантина, и все будет хорошо.
Лариса Старцева:
— Я понимаю, о каких бумагах вы говорите, но мы от этого ушли, чтобы не нагнетать ситуацию. Мы потратили время на развитие и предложили качественное дистанционное образование.
Виктория Олексюк:
— Родители, дети и мы — мы все действуем заодно, мы все участники образовательного процесса.
— Если говорить о результате, то как вы думаете — он изменится? Какую успеваемость дети покажут после карантина?
Анастасия Подковыркина:
— Если на уроке можно отсидеться, не сдать тетрадь и так далее, то сейчас это невозможно. Я отслеживаю результат каждого ребенка, каждого вижу и контролирую, они это понимают. Я в девятом классе предложила детям дополнительные консультации по литературе, и очень многие подключились и пришли, занимались дистанционно. Для них сейчас настал момент осознания, что они должны контролировать самих себя, что это им самим нужно.
Артем Мамылин:
— Если бы это случилось в сентябре, возможно, это как-то повлияло бы на результаты выпускников, но к этому моменту уже вся система подготовки должна быть выстроена и, если учителя ее выстроили хорошо, переход к дистанционному образованию на результат особо влиять не должен.
Мария Калужская:
— Сейчас дистант все расставляет по местам. Учитель раньше чувствовал себя за все ответственным. Сейчас нас поделил экран — никто не может учеников тянуть, заставлять. Мы решили даже двоек не ставить, пока идет адаптация. Но это выбор каждого — можно пойти ваньку валять, поставив картинку, что ты сидишь и смотришь на учителя, но это твоя ответственность, что ты получишь в результате. Детям этот навык потом очень пригодится.
— Как вы сами приспосабливаетесь к работе из дома? У учителей же тоже есть и домашние хлопоты, и семьи. Многие удаленщики говорят, что рабочий день стал бесконечным. Есть у вас такое?
Лариса Старцева:
— Это есть, рабочий день учителя превратился в 24-часовой. Когда был педсовет, мы разработали регламент для педагогов и для детей, где четко прописаны дедлайны — сдавать работы ученики должны до 16:00, с 15:00 субботы и до конца дня воскресенья у учителя выходной. Да, времени на работу уходит много, но есть и азарт — все время что-то новое. Вчера детям выложила новое задание и сегодня с утра уже начала заглядывать — как они его сделали? Что получилось? Есть драйв, и он сильно поддерживает.
Артем Мамылин:
— Вообще рабочий день в современном мире не начинается и не заканчивается. Как и у вас, журналистов.
Мария Калужcкая:
— Самая большая проблема сейчас — это когда в семье несколько разновозрастных детей, а папе и маме надо работать. Вот здесь школа может прийти на помощь, запускать какие-то интересные проекты, творческие конкурсы. Вот нам эстонские коллеги подкинули идею — считать шаги. У них дети в начальной школе считают, кто сколько прошел за день, и есть таблица соревнований. Чем больше школа сможет сейчас заинтересовать детей, тем легче будет родителям, и они скажут нам спасибо.